Уход Ford и Chevrolet (бренд, под которым продавался Chevrolet в России) в 2014-2015 годах был одним из самых громких событий в российском автопроме. Причины были комплексными, и «уход в 2014 году» — это немного упрощение. Процесс был запущен в 2014-м, а завершился в 2015 году.
Вот основные причины, по которым это произошло:
1. Резкое падение рынка и экономический кризис
Это была
главная и непосредственная причина.
- Обвал рубля: В конце 2014 года российская валюта резко обесценилась из-за падения цен на нефть и введения международных санкций. Это привело к резкому удорожанию импортных комплектующих, которые были основой для производства многих моделей. Прибыль компаний, считавшаяся в долларах или евро, катастрофически сократилась.
- Снижение покупательной способности: Машины стали значительно дороже для россиян, спрос на новые автомобили упал очень сильно. Рынок новых легковых автомобилей в России сократился в 2015 году почти на 36% по сравнению с 2014 годом.
- Общий спад экономики: Кризис затронул все отрасли, люди откладывали крупные покупки, к которым относится и автомобиль.
2. Нерентабельность локализации
Оба бренда делали ставку на локализацию производства в России (заводы во Всеволожске под Петербургом), но кризис показал, что эта модель не выдерживает потрясений.
- Высокие издержки: Несмотря на сборку в России, доля импортных запчастей оставалась очень высокой. Падение рубля сделало закупку этих запчастей крайне дорогой.
- Невозможность быстро увеличить локализацию: Чтобы снизить зависимость от курса валют, нужно было быстро наращивать долю российских комплектующих, но это сложный и долгий процесс, требующий больших инвестиций. В условиях кризиса компании не были готовы на такие траты.
3. Специфические причины для Ford
- Неудачная модельная политика: В отличие от конкурентов (например, Hyundai и Kia), которые делали ставку на седаны и кроссоверы, Ford продолжал делать упор на модели, популярные в Европе, но не в России (например, Focus и Mondeo). В то время как российский рынок переключался на кроссоверы и SUV, ключевой моделью Ford оставался хэтчбек Focus.
- Проблемы с совместным предприятием «Форд Соллерс»: Совместное предприятие с российской компанией «Соллерс», созданное в 2011 году, не оправдало ожиданий. Оно должно было помочь с локализацией и снизить costs, но кризис 2014 года окончательно доказал его нерентабельность. В итоге Ford принял решение о прекращении производства легковых автомобилей в России (Focus и Mondeo) и передаче контроля над СП «Соллерсу», сосредоточившись только на коммерческом транспорте (Transit) и импорте иномарок (например, Explorer, Mustang).
4. Специфические причины для Chevrolet (General Motors)
- Глобальная стратегия GM: компания проводила глобальную реструктуризацию и решила уйти с неперспективных, по ее мнению, рынков. Россия после кризиса 2014 года попала в их число.
- Низкие продажи бренда: Chevrolet в России ассоциировался в основном с бюджетными моделями (Aveo, Cruze, Orlando) и не смог конкурировать с более сильными корейскими и японскими брендами. Люксовый бренд GM — Cadillac — и внедорожники Chevrolet оставались нишевыми продуктами.
- Прекращение производства: GM полностью свернула производство на своем заводе в Санкт-Петербурге (где собирали Cruze и Trailblazer) и прекратила продажи моделей Opel на российском рынке. Продажи некоторых моделей Chevrolet (например, легендарного внедорожника Niva) были переданы совместному предприятию с «АвтоВАЗом».
Итог
Таким образом,
решение об уходе было бизнес-решением, вызванным
острой финансовой нецелесообразностью дальнейшей работы в условиях глубокого экономического кризиса, обвала рубля и резкого падения спроса. Глобальные автогиганты сочли риски и убытки на российском рынке слишком высокими и предпочли сосредоточить ресурсы на более стабильных регионах.