Господа, мне стыдно и грустно в 20х годах 21 века читать настолько несоответствующие реальности тезисы о моторных маслах в частности и работе ДВС вообще.
Итак, небольшой ликбез по обозначению масел по SAE J300
Первый компонент обозначает минимальную температуру холодной прокачки, т.е. температуру, на которой гарантируется вязкость не более 60000 сСт; и максимальную вязкость при температуре на 5 градусов выше.
Именно по этим параметрам в мануале рекомендуют применять 10W при температуре от -20 и 5W при температуре от -30.
Так же мы видим, что 5W и 10W немного отличаются по нормируемой минимальной вязкости на рабочей температуре 100 градусов.
А вот вторая цифра определяет рабочую вязкость масла при температуре 100 градусов и 150 градусов.
Тут нас ожидает сюрприз - у масел 5W-30 и 5W-40 минимальная HTHS-вязкость при 150 градусах... одинаковая.
Таким образом, масла 5W (0W, 10W) -20; -30; -40 имеют отличие только в рабочей вязкости на температуре 100 градусов, причем диапазон отличия более чем втрое - от 5,6 до 16,3.
Судя по отзывам очевидцев, рекомендациям мануала и ответов в "гостевой" уздэу, наш двигатель без особых проблем жрет масла с вязкостью в этом диапазоне, просто надо быть готовым к тому что на "двадцатке" возможен чуть более быстрый износ ЦПГ, зато мотор будет крутится легче и прокачивается оно лучше; а на "сороковке" будет больше угар и загрязнение, но более стабильный масляный клин в подшипниках скольжения.
• 30 или 40 – температурный максимум внутри работающего двигателя (100-140оС), который усугубляется не только тепловыделением устройства, но и температурой на улице летом.
Это бред. Повторяю, что зимой в -20, что летом в +40 при хотя бы как-нибудь исправной системе охлаждения температура массы блока двигателя и масла в нём составляет +90 градусов (падает до 87 на трассе и растет до 95 в пробке), и +150 градусов в наиболее нагруженных зонах, а у кого в жару температура блока растет до +100 и выше - нужно не сороковку лить, а промывать радиатор, проверять и менять термостат и предпринимать остальные штатные действия по обслуживанию и ремонту.
Я привёл фото мануала Джентры.
Если мы апеллируем к мануалу, то в нём указаны масла 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Никакого 5W-40 там нет, условий, при котором оно может применяться, тоже нет, так что это исключительно фантазии и домыслы.
Повторюсь, мануал составляли кретины, и на "графике" для разных типов масел видны стрелочки, которые должны были бы обозначать "отсюда и выше", но нарисованы они так невнятно, что и вызывают подобные, совершенно неверные прочтения.